Правильная смазка имеет решающее значение для производительности подшипника. Она обеспечивает тонкую пленку между контактными областями в подшипнике, чтобы уменьшить трение, рассеять тепло и предотвратить коррозию на шарах и дорожках качения. Смазка будет влиять на максимальную скорость и температуру, крутящий момент, уровень шума и, в конечном счете, срок службы подшипника. В зависимости от сферы применения существует ряд разновидностей смазок.
Минеральные или синтетические смазочные материалы используются наиболее часто и предназначены для общего и высокоскоростного использования. Для малошумных применений используются мелкофильтрованные версии. Есть версии, устойчивые к воздействию воды, для низких или высоких температур.
Силиконовые смазки имеют широкие температурные диапазоны и меньше изменяют вязкость с понижением температуры. Они также обладают хорошей водостойкостью и безопасны для использования с большинством пластмасс и резин (уплотнительных колец и т.п.), но не подходят для высоких нагрузок и скоростей. Водонепроницаемы.
Перфторированные смазки или смазки PFPE являются негорючими, совместимыми с кислородом и очень стойкими к многим химикатам. Они не вступают в реакцию с пластмассами или эластомерами. Многие из них имеют низкое давление испарения и подходят для использования в вакууме. Некоторые могут выдерживать температуры до 300 ° C. Используются часто для защиты поверхностей от налипания и обледенения благодаря высоким гидрофобным свойствам.
Сухие смазки рекомендуются там, где стандартные смазочные материалы могут вызывать загрязнение, например, в вакуумных средах. Такие смазки как дисульфид молибдена или дисульфид вольфрама наносятся на шарики и дорожки качения подшипников, обеспечивая плавную работу и более высокую скорость движения. Эти покрытия также устойчивы к воде и разбавленным кислотам. Бывают порошкообразными, воскообразными и покрытиями со связующим, для нанесения которых добавляется растворитель.
Демфирующие смазки широко используются в автомобильных деталях, чтобы предотвратить треск и скрипы. Они также придают качество переключателям и передачам. Они могут использоваться в подшипниках с медленным вращением, например, в потенциометрах.
Смазочные материалы для пищевой промышленности отвечают специальным санитарным требованиям. Различают два вида смазочных материалов – для случаев, где возможен случайный контакт с пищевыми продуктами, и где контакт отсутствует. Эти смазки очень устойчивы к вымыванию процессами очистки.
Вязкость смазки
Масла с низкой вязкостью и смазки используются там, где требуется низкая смазывающая способность, например в чувствительных инструментах. Смазки с более высокой вязкостью могут быть рекомендованы для высоконагруженных, высокоскоростных или вертикальных применений вала. Масла с низкой вязкостью предпочтительны для высокоскоростных применений, так как они генерируют меньше тепла. Хотя смазки часто обеспечивают гораздо большую стойкость, чем масла, многие современные смазки с низким крутящим моментом могут создавать показатели крутящего момента, похожие по характеристикам на масла.
Большинство масел поддерживают свою консистенцию в широком температурном диапазоне и просты в применении. Для приложений с очень низким крутящим моментом используется легкое приборное масло. Более высокая скорость работы также возможна с маслом, но, поскольку такая смазка не удерживается на месте, она должна непрерывно наноситься струей, масляной баней или масляным туманом, если вращения короткий. Пропитанный маслом фенольный фиксатор или синтетический фиксатор, изготовленный из материала с очень низким коэффициентом трения, не требует непрерывной внешней смазки. Эти типы фиксаторов часто используются в высокоскоростных зубчатых подшипниках с низким крутящим моментом.
Пластичные смазки (Greases) – это масла, смешанные с загустителем, чтобы они оставались внутри подшипника. Обычно более подходят для высоких нагрузок и имеют очевидное преимущество в том, что они обеспечивают постоянную смазку в течение длительного периода времени без технического обслуживания.
Количество смазки
Нужно учитывать, что слишком много смазки может быть вредным для подшипника. Заполнение смазкой будет означать большее сопротивление качению (более высокий крутящий момент), но, тем не менее, все еще существует риск нагрева. Свободное пространство внутри подшипника важно для того, чтобы излучать тепло от зоны контакта между шарами и дорожкой качения. В результате излишек смазки может привести к преждевременному разрушению. Стандартная заливка составляет 25% – 35% от внутреннего пространства, но при необходимости может варьироваться. Небольшой процент может быть указан для высокоскоростного приложения с низким крутящим моментом, в то время как гораздо более высокая заливка может быть рекомендована для применения с низкой скоростью и высокой нагрузкой.
Скоростной фактор смазки
Скоростной фактор («DN») рассчитывается как скорость вращения (об/мин) x (внешний диаметр + внутренний диаметр) ÷ 2. Предположим, что подшипник вращается со скоростью 20000 об / мин. Внутренний диаметр подшипника 8 мм и внешний – 22 мм. Вышеприведенная формула дает DN 300 000, поэтому смазка должна иметь фактор выше этой цифры. Многие современные консистентные смазки подходят для высоких скоростей с номиналом 1 млн. DN или более.