Развитию украинского рынка подшипников для сельхозтехники в 2018-2019 годах способствует стабильный рост машиностроительной отрасли. Поэтому особенностью подшипниковой промышленности является ее зависимость от спроса на продукцию машиностроения. В условиях положительной динамики развития аграрного сектора, который наполняется как агрегатами отечественного производства, так и б/у техникой импортного производства, на сегодняшний день наблюдается значительный рост спроса на подшипники агронаправления. В 2018 году емкость украинского рынка подшипниковой продукции выросла на 10 %, в 2019 – на 12 % и прогнозируется, что в ближайшие два года сохранится положительная тенденция.
Сегодня основным производителем подшипников для сельхозтехники в Украине является Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), который существует на рынке более 70 лет.
Однако на отечественном рынке наблюдается жесткая конкуренция, так как производителей невероятное количество. Большой объем в нижней ценовой нише занимают китайские производители, в среднем ценовом сегменте – HARP, FKL, ZVL, в дорогой линейке – известные бренды, такие как SKF, FAG (INA), Timken, NSK и т.д.
Тем не менее, сейчас наблюдается тенденция увеличения спроса на подшипники для сельхозтехники отечественного производства, в том числе и производства ХАРП. Украинские аграрии понимают, что выбирая подшипники с мировым именем, они переплачивают за бренд, в то время как отечественный производитель предлагает аналогичную продукцию, не уступающую по качеству, более доступную по цене, и имеющую ряд конструктивных преимуществ.
Как отметили в компании HARP, сегодня отечественные аграрии и производители сельхозтехники делают свой выбор в пользу отечественных комплектующих. В частности наблюдается спрос на такую продукцию Харьковского подшипникового завода, как необслуживаемые подшипниковые узлы HARP AGRO UNIT, а также серии подшипников UC (аналоги YAR), ES (YET), EX (YEL) и узлов на базе данных подшипников. Растут продажи и на подшипники HARP AGRO с новыми современными конструкциями уплотнений. Конструкторское бюро предприятия разработало целую линейку инновационных систем уплотнений повышенной герметичности X-SHIELD, которые обеспечивают 100% герметичность и защиту от пыли, грязи, воды, абразивных частиц и утечек смазочного материала из подшипника. Компания в полной мере удовлетворяет потребности не только внутреннего, но и внешнего рынка. Об этом свидетельствует сбалансированный спрос на все линейки продуктов ХАРП, которые разработаны специально под разные виды техники.
Следует отметить, что больше половины произведенных в Украине подшипников экспортируется более чем в 25 стран мира. Например, доля экспорта Харьковского подшипникового завода на данный момент составляет более 65%. Продукция ХАРП экспортируется в такие страны, как Болгария, Чехия, Польша, Литва, Латвия, Азербайджан, Узбекистан, а также на азиатский рынок, в частности, в Египет и Пакистан.
Основная задача ХАРП – это увеличение экспортной активности. Предприятие активно представляет свою продукцию на крупнейших международных выставках. В этом году завод продемонстрирует достижения отечественной подшипниковой промышленности на мировой выставке «Agritechnica-2019» в Германии. В прошлом году ХАРП представил инновационные разработки на масштабной выставке «China International Bearing Industry Exhibition 2018» в Китае, на «Canada’s Outdoor Farm Show» в Канаде, а также в Италии на «EIMA International».
Подытожив, стоит отметить, что в связи с ростом сельхозмашиностроения, увеличением машинно-тракторного парка в ближайшие годы емкость отечественного рынка подшипников агронаправления будет расти. При этом его насыщение будет происходить также и за счет импортной составляющей, так как усиливается конкуренция со стороны иностранных производителей.
Если говорить о других отраслях применения подшипниковой продукции, то сейчас одна из главных проблем украинских предприятий, в частности ХАРП, – стагнация автомобильной индустрии. Практически не работает украинский автопром, один из важнейших потребителей подшипников. Сегмент подшипников для железнодорожного транспорта, к сожалению, оказался под серьезным давлением со стороны российской группы – Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК). Поставки подшипников качения роликовых радиальных с короткими цилиндрическими роликами из Казахстана, производство которых сосредоточено под контролем ЕПК, осуществляются по демпинговым ценам. Подшипники импортировались в Украину в таких объемах и на таких условиях, которые привели к причинению вреда национальному товаропроизводителю. В частности, за период исследования (2015-2017 годы) произошел значительный рост объема демпингового импорта: в абсолютных показателях – на 453%, относительно потребления – на 379%, относительно производства – на 610%, при этом доля ХАРП в потреблении сократилась более чем на 50%.
Однако, Харьковский подшипниковый завод продолжает активно вести свою деятельность, развивать производство, разрабатывать новые продукты, устойчиво выдерживая жесткие вызовы отечественного рынка.