В 2015 году завершилась первая пятилетка с момента, когда впервые на российских железных дорогах был применен сдвоенный цилиндрический подшипник закрытого типа CRU Duplex. Подконтрольная эксплуатация этих узлов началась во втором квартале 2010 г. Тогда по распоряжению президента ОАО «РЖД» «О повышении надежности эксплуатации буксового узла тележек грузовых вагонов» (от 28.12.2009) в 24 вагоноремонтных депо по всей России, 1 000 грузовых вагонов были переоснащены колесными парами укомплектованными сдвоенными подшипниками типа CRU Duplex.
В декабре 2013 г. Межведомственная комиссия произвела осмотр подшипников и, констатировав отсутствие следов нагрева, износа и повреждений, приняла решение об их пригодности для дальнейшей эксплуатации. За счет применения CRU Duplex удалось повысить эксплуатационную надёжность буксовых узлов, снизить количество отцепок из-за неисправностей роликовых букс и, как следствие, сократить эксплуатационные затраты, расходы на техобслуживание и ремонт подшипниковых узлов.
Подшипники CRU Duplex, в установленном порядке прошли постановку на производство и сертификацию. Получены сертификаты соответствия таможенного союза ЕАС и УкрСЕПРО.
CRU Duplex – сдвоенный цилиндрический подшипник (Н6-882726Е2К1МУС44) предназначен для установки в буксы грузовых вагонов с нагрузкой от оси на рельсы 23,5 т/с и пассажирских вагонов с нагрузкой от оси на рельсы 18 т/с, при строительстве новых вагонов, а также при модернизации взамен серийно выпускаемых буксовых подшипников типа 36-42726Е2М и 36-232726Е2М.
Основные технические характеристики:
- Межремонтный пробег: до 800 тыс. км, но не более 8 лет
- Габаритные размеры (d x D x B), мм: 130 х 250 х 160/161,2
- Масса, кг: 34,956
- Грузоподъемность, кН: динамическая – 1001,0; статическая – 1548
- Предельная частота вращения, об /мин: 1800
Создан для пространства 1520
CRU Duplex является совместной разработкой предприятий ИГ УПЭК (Инженерный R&D-центр и Украинское конструкторско-технологическое бюро подшипниковой промышленности), Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) и Всероссийского научно-исследовательского института подшипниковой промышленности (ВНИПП). Инновационный продукт стал стратегическим ответом Индустриальной группы УПЭК на вызовы глобальной рыночной конкуренции. Разработка и освоение цилиндрического кассетного подшипника CRU Duplex поставила компанию в один ряд с мировыми лидерами отрасли.
Данный продукт вобрал в себя многолетний опыт, а также инновационные решения и передовые технологии по термо- и механообработке сталей.
Миллион километров межремонтного пробега – не предел!
Мы разработали и произвели уникальные стенды для испытаний подшипниковых узлов с максимальным учетом специфики условий колеи 1520
Стенды сертифицированы и предназначены для определения гамма-процентной наработки буксовых подшипников до отказа.
Могут реализовывать методику ГОСТ, EN 12082, стандарт AAR, а также широкий круг нестандартных исследований. Важной особенностью стендов является возможность моделирования специфических статических и динамических нагружений, характерных для различных конструкций тележек и адаптеров / буксовых узлов и условий эксплуатации «пространства 1520».
Проведение ресурсных испытаний новых подшипниковых продуктов на специализированных стендах позволяет в разы сократить время их вывода на рынок.
По состоянию на сегодняшний день, в рамках проведения стендовых испытаний, достигнут пробег подшипникового узла CRU Duplex 1 млн. 200 тыс. км. В течение всего периода испытаний рабочие температуры были стабильными. При температуре окружающей среды 24°С температура подшипника в зоне нагружения на поверхности наружного кольца не превышала 37-44°С.
И это не предел, в настоящее время стендовые натурные испытания продолжаются.
Преимущества CRU Duplex
Основными конкурентными преимуществами CRU Duplex являются:
- Увеличенный гарантийный межремонтный пробег в 2,6 раза (в частности благодаря применению уникальная смазки Klüberplex BEM 41-132 HARP, которая имеет рекордные показатели эффективности при низких температурах до – 60 ºС);
- Повышение эксплуатационной надежности буксовых узлов, снижение количества отцепок из-за неисправностей роликовых букс;
- Повышенная энергоэффективность (температура подшипника в зоне нагружения: CRU Duplex 37-44 °С, традиционного подшипника 50-54 °С и TBU 65-70 °С);
- Существенное сокращение трудоемкости и снижение затрат на монтаж при формировании колесных пар;
- Сокращение эксплуатационных затрат, а также расходов на профилактическое техническое обслуживание и ремонт;
- Отсутствие необходимости организации ремонта, поскольку сервис на период гарантийного пробега обеспечивает производитель подшипника;
- Взаимозаменяемость конструкции с существующим узлом;
- Возможность монтажа на оси типа РУ1 и РУ1Ш, причем как на новые, так и на ремонтные;
- Снижение расхода применяемой в подшипник смазки;
- Лучшее соотношение цена/качество для вагонов с нагрузкой на ось 23,5 т/с;
- Для обслуживания колесных пар, оборудованных сдвоенным подшипником типа CRU Duplex на сети РЖД, созданы сервисные центры по монтажу, демонтажу, а также по выполнению вибродиагностического контроля. В общей сложности это порядка 90 вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий.
Актуальность CRU Duplex для РЖД в свете сегодняшних тенденций развития отрасли (производство инновационных вагонов, модернизация существующих и т.п.)
Сегодня, в условиях спада производства, актуальным является вопрос продления срока службы вагонов. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза (ТС 001/2011), продление срока службы вагонов должно осуществляться через модернизацию с последующей сертификацией, аналогичной той, что проходит вновь изготовленная продукция. В итоге процедура продления срока службы становится инвестиционно непривлекательной для собственников подвижного состава.
Необходимо внедрять новые технологические решения, увеличивающие срок службы вагона относительно текущего нормативного срока службы, а также снижать стоимость жизненного цикла, что в свою очередь обеспечит уменьшение себестоимости содержания вагона и повысит его инвестиционную привлекательностью. Таким решением может стать применение подшипника типа CRU Duplex.
Применение подшипника типа CRU Duplex не является изменением базовой конструкции, поскольку при этом происходит лишь замена составных частей, в частности традиционных цилиндрических подшипников, на более совершенные. Поэтому такая модернизация не влечет за собой дополнительные затраты на продление срока службы грузовых вагонов.
При этом применение подшипника типа CRU Duplex позволит сократить затраты на эксплуатацию и ремонт. В денежном соотношении это выглядит следующим образом*:
– затраты на ремонт колесных пар одного полувагона оборудованного традиционными цилиндрическими подшипниками на срок службы вагона (22 года) составляют порядка 883 тыс. руб. – затраты на ремонт колесных пар одного полувагона оборудованного сдвоенными подшипниками типа CRU Duplex на срок службы вагона (22 года) составляют 597 тыс. руб. Таким образом, экономия средств на ремонт колесных пар одного полувагона составляет 286 тыс. руб. на срок службы вагона (22 года), т.е. экономия составит 13 тыс. руб. в год. Исходя из официальных данных по состоянию на конец 2014 г., парк грузовых вагонов России составлял порядка 1,1 млн. Замена традиционных подшипников всего существующего парка на подшипник типа CRU Duplex позволило бы сэкономить порядка 14,3 млрд. руб.
* Данные взяты из технико-экономического обоснования применения сдвоенных подшипников типа CRU Duplex при строительстве и проведении ремонтов на период жизненного цикла грузового вагона. ТЭО выполнено ИГ УПЭК на основании полученных данных статистики ПКБ ЦВ за период проведения подконтрольной эксплуатации грузовых полувагонов и среднестатистических цен ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3.
Не стоит также забывать и об утвержденной стратегии ОАО “РЖД” в части энергосбережения на основе внедрения инновационных технических средств и технологий, следует заметить, что применение сдвоенного подшипника типа CRU Duplex позволяет повысить энергоэффективность буксового узла на 1,8÷2,2% за счет снижения потерь на трение в сравнении с традиционным подшипником.
Если говорить на языке цифр, то согласно информации из открытых источников, по данным годового отчета ОАО “РЖД” за 2014 год, расходы по перевозочным видам деятельности составили:
- затраты на топливо 84,3 млрд руб. (в том числе на тягу поездов 69,6 млрд руб.);
- затраты на электроэнергию 121,6 млрд руб. (в том числе на тягу поездов 106,4 млрд руб.).
В декабре 2013 г. Межведомственная комиссия произвела осмотр подшипников и, констатировав отсутствие следов нагрева, износа и повреждений, приняла решение об их пригодности для дальнейшей эксплуатации. За счет применения CRU Duplex удалось повысить эксплуатационную надёжность буксовых узлов, снизить количество отцепок из-за неисправностей роликовых букс и, как следствие, сократить эксплуатационные затраты, расходы на техобслуживание и ремонт подшипниковых узлов.
Подшипники CRU Duplex, в установленном порядке прошли постановку на производство и сертификацию. Получены сертификаты соответствия таможенного союза ЕАС и УкрСЕПРО.
Таким образом общие затраты на тягу составили 176 млрд руб. 2,2% от этой суммы составило бы годовую экономию 3,9 млрд руб.
Сложив полученную экономию средств на ремонт колесных пар 14,3 млрд. руб. и экономию затрат на тягу 3,9 млрд руб. , мы получим общую экономию денежных средств от применения подшипника типа CRU Duplex равную 18,2 млрд руб.
С уверенностью можно сказать, что новый подшипниковый узел CRU Duplex отвечает основным актуальным требованиям, которые сегодня предъявляются к инновационному подвижному составу. CRU Duplex экономически эффективно использовать как при комплектации нового подвижного состава, так и при проведении ремонтов и модернизаций существующего вагонного парка. Применение подшипника CRU Duplex позволит уменьшить частоту простоя, за счет сокращения количества внеплановых отцепок и сокращения времени ремонта, уменьшить стоимость работ по ремонту колесных пар при проведении плановых видов ремонта. В совокупности это позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры, а также снизить издержки на проведение ремонтов вагонов в период их жизненного цикла.