Подшипниковый узел — элемент конструкции, который состоит из корпуса и размещенного в нем подшипника. Корпус изготавливается из чугуна, листовой штампованной стали или других специальных материалов. Также подшипниковый узел включает вал, детали крепления, крепеж, уплотнительную систему для безопасной эксплуатации и устройство подвода смазки для эффективной работы. Качество подшипника влияет на долговечность и коэффициент полезного действия всей машины.
Первые подшипниковые узлы родом из Японии. В скором времени серийное производство расширилось на страны Европы и Америки, активными в изготовлении устройств стали Германия, Швеция, Турция, Израиль и Китай.
Основное предназначение подшипника – уменьшить сопротивление и обеспечить хорошее скольжение. Подшипниковый узел обеспечивает опору и фиксацию вала относительно других направлений – чаще всего, относительно корпуса. Также он предоставляет возможность вращения, качение, или перемещения линейно другим механизмам. Для опоры вала нужны 2 подшипниковых узла, количество подшипников может варьироваться от 1 до 3 – это зависит от направления нагрузки и жесткости.
Применение подшипникового узла
Подшипниковые узлы – распространенные, но закрытые механизмы, “серые кардиналы” современной промышленности. Встречаются повсеместно, но большинство людей в быту видит их редко. Сегодня сложно представить кухню без блендера, детские забавы – без карусели, передвижения – без автотранспорта. А ведь все они крутятся за счет этого устройства. Подшипники качения состоят из внутренних и внешних колец. Тела качения – шарики или ролики, которые удерживаются с помощью сепаратора. В зависимости от применяемого тела качения подшипники разделяются на шариковые, роликовые и комбинированные.
Каждое производство, транспортировка, переработка подразумевает за собой невидимую постороннему глазу работу – работу подшипника. Подшипниковые узлы применяются практически во всех конструкциях с подвижными частями. В машиностроении наиболее часто применяются подшипники качения и подшипники скольжения.
Наибольшее применение подшипниковые узлы обрели в таких сферах:
- легкая промышленность;
- конвейерное оборудование;
- машиностроение;
- вентиляторы промышленного назначения;
- сельхозоборудование;
- железнодорожное оборудование;
- буксовые узлы;
- горнодобывающая техника, другие ниши.
Монтаж подшипниковых узлов
Для корректной работы всего механизма и длительного срока его службы важна грамотная установка подшипника. Для этого рекомендуется следовать следующим требованиям:
- Закрепите корпус подшипника от основания до фиксации внутреннего кольца в его окончательном положении. Так вы избежите чрезмерного напряжения на ось и преждевременного отказа.
- Учитывайте осевые расширения вала. При значительном удалении подшипников друг от друга или при установке подшипника на длинных валах не следует затягивать фиксирующий винт.
- Проследите за наличием фасок. Для более простой установки концы валов должны иметь монтажные фаски.
- Выберите способ фиксации подшипника на валу: болт внутреннего кольца, стяжные муфты, хомут или бугель эксцентрика.
- Определите нагрузку. Корпус подшипников из чугуна не выдерживает комбинированных нагрузок. Для переменных осевых нагрузок лучше подойдет корпус из литья со сфероидальным графитом или из литой стали.
- Следите, чтоб корпус подшипника находился под давлением, а не растяжением.
- Убедитесь, что винт для фиксации подшипника не выступает во внутреннее отверстие внутреннего кольца и достаточно опущен. Процедура необходима для сохранности вала и простого монтажа.
- Исключайте прямые удары молотка по подшипникам и корпусу.
Преимущества подшипниковых узлов неоспоримы: надежная работа механизмов, простая адаптация и установка, защищенная конструкция, не требовательны к посадочной поверхности вала, возможность эксплуатации в особо сложных условиях. Для получения дополнительной информации и помощи в подборе правильного элемента обращайтесь к специалистам.